МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХАГЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Программа
летнего интеллектуально - оздоровительного лагеря
«Дьоҕур»
Составитель: Орлова И.Н. учитель начальных классов
2015-2016 уч.год
Пояснительная записка
Ежегодно для учащихся школы организуется летний лагерь при школе, который функционирует на базе МБОУ «Хагынская СОШ». Над реализацией программы летнего лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного, интеллектуального и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
Лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня - это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно, больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Основное содержание работы летних лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая, экологическая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Летний лагерь сегодня - это:
1. Возможность для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
2.Укрепление здоровья и организация досуга учащихся.
3.Профилактика вредных привычек, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и социальная защита прав и законных интересов детей.
Цели: - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи: - создание условий для организованного отдыха детей, - приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления, -формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры, - создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, - организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации в индивидуальном и личностном потенциале, - формирование у ребят навыков общения и толерантности,
- развитие интеллектуальных способностей детей;
Участники программы: - учащиеся школы в возрасте 7-11лет, в количестве 25 человек
Место проведения: МБОУ «Хагынская СОШ»
Срок реализации: с 5 июня по 26 июня 2016 г.
Количество смен: 1
Количество отрядов: 2
Кадровые ресурсы необходимые для реализации программы:
- начальник лагеря (Семенова Л.М)
- воспитатель (Орлова И.Н)
- вожатый (Егасова Е.С)
- медработник (Григорьева Ф.Е)
- психолог (Иванова С. В)
- техперсонал
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены. Программа летнего интеллектуально- оздоровительного лагеря «ДьоҔур» с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, педагогам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем интеллектуально-оздоровительном лагере «Дьоҕур» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями
детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
-оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
-сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
-доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
-в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов;
Направления программы:
- физкультурно-оздоровительное направление (охрана и укрепление здоровья, совершенствование физического развития учащихся, улучшение физической и умственной работоспособности, воспитание привычки к здоровому образу жизни);
- художественно - эстетическое направление (развитие творческой активности личности ребенка, создание ситуации успешности, формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству);
- экологическое направление (формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней);
- духовно-нравственное направление (воспитывать активную гражданскую позицию, формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям);
- интеллектуальное направление (развитие интеллектуальных способностей, расширение кругозора, развитие логического мышления).
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации данной программы ожидается:
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
2. Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
6. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
7. Расширение кругозора детей, развитие интеллектуальных способностей.
8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
9. Личностный рост участников смены.
Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
- постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей;
- заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- творческое сотрудничество взрослых и детей.
Формы и методы реализации программы:
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы: беседы, соревнования, конкурсы, викторины, тренинги, спортивные и интеллектуальные игры, утренняя зарядка, тематические дни, концерты, тематические мультимедийные презентации, утренние линейки, экскурсии.
Режим дня
11.00 Приход дежурных воспитателей, встреча детей, линейка (построение).
На линейку быстро стройся!
11.15 - 11.30 Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!
11.30 - 13.00 Отрядные, лагерные дела (работа по плану)
Лучше лагеря нет места на свете?
Знают воспитатели, знают и дети.
И если ты час этот будешь в отряде,
Будет всем весело, будут все рады!
Вместе с отрядом сил не жалей,
Пой, танцуй, рисуй и клей!
13.00 - 13.30 Обед
Нас столовая зовёт,
Каша вкусная нас ждёт!
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
13.30 - 14.30 Игры на свежем воздухе.
14.30 - 15.30 Работа по плану (предметные занятия, познавательные игры, викторины)
Если хочешь много знать,
Многому учиться,
Книги должен ты читать,
Только не лениться!
15.30 - 16.00 Свободное время
16.00 - 16. 30 Полдник
16.30 - 18.00 Работа по плану
Кто-то любит танцевать,
Кто-то петь и рисовать,
Только бездельники час этот маются,
Все ребята в кружках занимаются.
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши!
18.00 Подведение итогов, отправка детей домой.
А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем!
Перспективная план - сетка работы лагеря «Дьоҕур»
Дата |
Основная тема дня |
Деятельность |
05.06 |
«И снова здравствуйте!» Набираем команду
|
1. Утверждение \корректировка списков отрядов; 7. Занятие по математике |
06.06 |
«Ко Дню рождения А.С. Пушкина». |
1. Игры на внимание; 5. Игры на воздухе 6. Инструктаж по технике безопасности (общие правила); 7. Занятие по русскому языку (чистописание)
|
07.06 |
«День юных художников» |
1. Игры на свежем воздухе 2. Конкурс рисунков «Любимый мультгерой» 3. Игры на сплоченность 4. Раскраска для маленьких 5. Инструктаж по технике безопасности (общие правила); 6. Занятие по математике 7. Оздоровительные процедуры: медосмотр в ЦУБ |
08.06 |
«День стильных причесок» |
|
09.06 |
«День самых модных» |
3. Занятие по созданию модной бижутерии 4. Игры на свежем воздухе 5. Инструктаж по технике безопасности (общие правила); 6. Занятие по русскому языку |
10.06 |
«День пуговиц» |
1. Игры на свежем воздухе 2. Конкурс «У кого больше пуговиц» 3. Игра на внимание 4. Инструктаж по технике безопасности 5. Поделки из пуговиц 6. Математический брейн-ринг 7. Поливка огорода
|
11.06 |
«День наоборот» |
|
12.06 |
«День вежливых. Наша Родина - Россия» |
|
13.06 |
«Открытие лагеря! » |
|
14.06 |
«Хеллуин» |
|
15.06 |
«День волшебников и волшебниц» |
|
16.06 |
«День Нептуна» |
|
17.06 |
«День умников и умниц» |
|
18.06 |
«Пешеходная экскурсия на природу» |
|
19.06 |
«День воздушных шариков» |
|
20.06 |
«Алло! Мы ищем таланты! » |
|
21.06 |
«Мисс лагеря Дьоҕур-2016» |
|
22.06 |
«Начало Великой Отечественной Войны 22 июня 1941 г» |
|
23.06 |
«Мистер лагеря Дьоҕур-2016» |
|
24.06 |
«День игр! Свободный денек!» |
|
25.06 |
«VI Международные спортивные игры «Дети Азии» |
|
26.06 |
«Закрытие лагеря! » |
|